Готовим авто к весне: обслуживаем систему охлаждения
Среди автовладельцев принято усиленно готовить автомобиль к зиме. Все начинают менять масло, закупаться омывайкой и скребками, владельцы дизельных авто ещё частенько проверяют исправность свечей накаливания и покупают новый топливный фильтр.
А между тем подготовка машины к весне не менее ответственное мероприятие. Мы уже говорили о том, как исправить «прелести» зимней дороги по части подвески, как обслужить тормозную систему, справиться с дефектами на кузове и когда пора «переобуться».
Но есть ещё один важный момент - система охлаждения. Зимой нагрузка на неё небольшая, даже автомобили с высокотемпературными термостатами и большой мощностью проблем не знают. Но как только воздух на улице прогревается до +10, могут начаться проблемы.
Посмотрим, что важно сделать, чтобы не «закипеть» в пробке.
Какие неисправности системы охлаждения приводят к перегреву двигателя, узнаете из статьи «Лето, пробки, кипим».
Проверяем целостность и исправность элементов системы охлаждения
Никаких шуток: после зимы важно убедиться, что радиаторы, конденсоры и интеркулеры в принципе целы. Камни, песок с дороги, частицы реагентов вполне способны не то что повредить - буквально растворить алюминиевые соты радиатора, оставив от детали одни рёбра. Даже если такой повреждённый радиатор внешне герметичен, нормально охлаждать мотор он уже не будет. Из-за неочевидных повреждений, площадь охлаждающей поверхности радиатора уменьшается - и мотор уже в зоне риска.
Помните, что стрелка датчика температуры не совсем информативна - при значении 90 градусов реальная температура мотора может быть как 82, так и все 110 градусов. Показатели датчиков современных авто функционируют таким образом, чтобы на приборной панели не появлялась «лишняя» информация. Проверить реальную температуру двигателя лучше с помощью даигностического сканера и из показаний бортового компьютера.
Крайне желательно проверить работу вентиляторов радиатора - крутится ли они вообще, на какой скорости, нормально ли переключаются на высокую?
Обычно термостат выход из строя постепенно. Но если у вас после зимы есть сомнения в его работе - например, раньше салон быстро по=рогревался от салонной печки, а этой зимой было некомфортно, стоит проверить работу термостата. Есть народный способ: снять термостат с автомобиля и положить его в воду температурой примерно 100 градусов. Если клапан откроется - работает. Если останется закрытым - он неисправен, нужно менять.
- О том, как проверить исправность термостата, не снимая его с машины, узнаете из статьи «Почему не дует печка».
Отдельно стоит проверить шланги радиатора. Ведь именно через них циркулирует антифриз, который охлаждает двигатель. С течением времени шланги слабеют и, если их вовремя не заменить, могут порваться. Средний срок службы шлангов радиатора - около 10 лет или 160 тыс. км пробега автомобиля.
- Проверять шланги лучше при прогретом после поездки моторе.
- Для проверки стоит найти оба шланга - верхний идёт от радиатора к двигателю, нижний меньше диаметром, его ищут подняв машину.
- Шланги не должны быть вздутыми, трещины и растрескивания недопустимы.
- После визуального осмотра, нужно сжать шланги, лучше - в местах изгибов
- Хороший признак - когда сжатый шланг ощущается твёрдым, но не жёстким. Чрезмерно «задубевший» или, напротив, мягкий и пористый шланг лучше заменить.
- Посмотрите на соединение шлангов с радиатором и двигателем. Шланги могут соединяться зубчатыми хомутами, пластинчатыми хомутами или проволочными зажимами. Возможно, придётся подтянуть отвёрткой зубчатые или пластинчатые хомуты или подкорректировать проволочный зажим плоскогубцами.
Промываем радиаторы
Очень рекомендуется регулярно мыть радиаторы, особенно после зимы.
Радиатор первым страдает от попадания грязи с дороги. Вся липкая грязь, которую вы смывали со стёкол зимой, все реагенты, грязь из-под колёс других машин, а также ржавчина, накипь, тополиный пух, трупы насекомых -всё это скапливается в радиаторе, забивает его соты. Если вовремя не обратить на это внимание, мотор закипит даже при небольшом потеплении и без интенсивного движения.
Если радиатор старый и никогда не чистился, а соты забиты почти под завязку, такой радиатор лучше заменить на новый.
При мойке радиатора важно не залить воду во впускной коллектор, иначе гидроудар двигателя обеспечен. Также важно не залить окружающую электронику, фары и двигатели вентиляторов.
Поливать радиатор мини-мойками типа кёрхер или струёй воды вод давлением нужно предельно осторожно, иначе соты можно погнуть.
Кроме того, просто полить радиатор снаружи водой - не значит его постить, ведь основная грязь скопилась между сотами. И тут без давления воды, которая «выбьет» наросты изнутри решёток, не получится. Использовать агрессивные химические жидкости для чистки тоже нельзя,кислота в составе может разъесть шланги и уплотнители системы охлаждения.
Лучший вариант - отдать радиатор для чистки в автосервис. На обычной мойке, опять же, велик риск повреждения детали.
Отдельно стоит найти и промыть маслорадиаторы АКП и двигателя - они небольшие и располагаются иногда в непредсказуемых местах, вплоть до ниши колеса на крупных кроссоверах.
Проверяем состояние антифриза
С течением времени свойства ОЖ меняются - жидкость теряет щёлочность, повышается вероятность образования пены, а температура кипения снижается. Постепенно снижается концентрация антикоррозийных добавок в составе, они перестают работать, и вода в составе ОЖ вызывает коррозию радиатора и двигателя, особенно это опасно для моторов из алюминия.
Несмотря на то, что некоторые автопроизводители дают пожизненный срок на замену антифриза, а производители ОЖ устанавливают свои сроки её эксплуатации, примерно 3-5 лет, специалисты рекомендуют менять антифриз каждые 2-3 года.
Конечно, на длительность эксплуатации прямо влияет качество самого антифриза и пробег автомобиля.
Жидкость в бачке должна быть чистой, прозрачной, без грязи, ошмётков и осадка. Она не должна менять цвет, например, из ярко-розовой становиться буро-оранжевой.
Как определить, что антифриз пора менять?
Другие признаки, что пора менять антифриз - если на крышке расширительного бачка ОЖ или на крышке радиатора и горловине образовался налёт, если образовалась пена или эмульсия.
Если ОЖ сильно поменяла цвет, появился рыжеватый оттенок - это признак начала коррозии деталей охлаждения. Значит, ОЖ уже потеряла свои свойства, её нужно срочно менять.
Если вентилятор системы охлаждения срабатывает чаще, чем обычно или в холодное время года печка стала греть хуже - и при этом в работе датчиков, термостата или самого вентилятора проблем не обнаружено.
Меняем антифриз с промывкой системы
При полной замене антифриза обязательно промывать систему охлаждения, особенно если отработанная ОЖ содержит масло, грязь, ржавчину и осадок.
Или если владелец не знает, какой антифриз использовался ранее.
Чтобы промыть систему ОД и заменить антифриз самостоятельно:
- проводите все работы только на остывшем двигателе, ведь температура ОЖ на работающие двигателе 90-100 градусов;
- найдите крышку радиатора или крышку расширительного бачка и снимите её, чтобы стравить давление в системе охлаждения
- найдите сливную пробку радиатора, подставьте под неё ведро и слейте ОЖ, открутив пробку
- осмотрите шланги системы охлаждения на герметичность, трещины и разрывы, замените при необходимости;
- вкрутите сливную пробку
- заполните бачок до краёв дистиллированной (из-под крана или фильтра, просто бутилированная - не подходит) водой, можете добавить специализированные очистители (автохимию)
- запустите двигатель, подождите 10-15 минут, пока система охлаждения прогонит воду через все элементы, промоет внутри двигатель и радиатор, уберёт завоздушины
- следите за температурой нагревания двигателя, как только он выйдет на рабочую температуру, выключайте зажигание
- подождите, пока мотор остынет
- слейте воду с автохимией
- повторите процедуру, используя только чистую дистиллированную воду
- залейте новый антифриз или смесь концентрата антифриза и дистиллированной воды
- запустите двигатель и включите обогрев салона на максимум - это поможет равномерно распределить ОЖ по системе и убрать пузырьки воздуха.
- спустя пару дней, проверьте уровень антифриза в бачке, долейте при необходимости.
Скорее всего, в ходе проведения процедуры вы увидите, что слитый антифриз имеет рыжеватый или коричневый оттенок - это связано с коррозией элементов системы охлаждения изнутри. После слива промывочной жидкости или воды такого быть не должно, сливаемая жидкость станет более прозрачной, возможно, с частицами белого налёта, который и вымоет средство.
С промывкой системы охлаждения справится даже начинающий автолюбитель. Не пренебрегайте этой несложной, но очень важной для нормальной работы двигателя процедурой.
Важно: выбор антифриза для доливки и замены
Помните, что цвет ОЖ не влияет на технические характеристики. Одинаковый цвет ОЖ не означает, что состав этих антифриз идентичный. И наоборот, одинаковая по составу ОЖ может иметь разный цвет и упаковку - потому что выпускается в разных странах и для разных рынков, например. Поэтому смешивать разные антифризы по принципу «красный к красному, синий к синему» нельзя.
Разные виды антифриза имеют разный пакет присадок. При смешивании разных видов ОЖ, антифриз может помутнеть, может образоваться осадок. Это говорит о том, что состав старого или нового антифриза спорят между собой, присадки потеряли свои свойства. Последствия - вплоть до разъедания таким антифризом резиновых деталей системы охлаждения и коррозии металлических элементов. Поэтому если вы не знаете, какой антифриз уже циркулирует по системе охлаждения, лучше заменить его на новый полностью и промыть систему.
При выборе антифриза лучше руководствоваться рекомендациями производителя, смотреть в сервисную книжку. Если тип антифриза выяснить не удалось, выбирайте ОЖ с маркировкой G12, она имеет повышенный срок службы.
Не покупайте дешёвый или первый попавшийся антифриз.
Охлаждающая жидкость - не расходник как омывайка, а техническая жидкость, от которой напрямую зависит работоспособность мотора. Попытки экономить на антифризе приведут к дорогостоящему ремонту.
Дешёвый антифриз на основе глицерина и метилового спирта вредит компонентам системы охлаждения и самому двигателю: приводит к быстрой коррозии, к образованию налёта и даже уменьшает теплоотдачи. Кроме того, такой антифриз легко воспламеняется - в случае утечки последствия будут катастрофическими. Спустя 2-3 года использования, дешёвый антифриз разъест резиновые детали системы охлаждения и вполне может «приговорить» радиатор и крыльчатку водяной помпы - всему виной отложения налёта и ржавчины.
Хороший антифриз изготовлен на основе моноэтиленгликоля (этиленгликоля) с добавлением пакета присадок. Но не всегда известный бренд означает хорошее качество. Бывает, что на рынке встречается местный антифриз на основе глицерина - а стоит он дороже, чем хороший ОЕМ-продукт, который поставляют на автоконвейеры.
Лучшим выбором станет концентрированная жидкость импортного производителя, которую разбавляют дистиллированной водой. Да, это обойдётся дороже - но такой антифриз прослужит длительное время и не нанесёт вреда.
Желательно при выборе антифриза проконсультироваться с автомехаником, который занимается обслуживанием моторов, как на вашем автомобиле.
- За чем ещё нужно следить в автомобиле, чтобы не «попасть» на ремонт, узнаете из этой статьи.
- О том, как выбрать новый аккумулятор для автомобиля, узнаете здесь.
Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка
Метки: Сезонное обслуживание, Обслуживание, Система охлаждения