Хочешь покупать запчасти дешевле?

  • Зарегистрируйся и оформи заказ через корзину и получи скидку -5%
  • Оплати картой со скидкой ещё -2%

Всего твоя выгода составит -7%

Зарегистрироваться

 

1200х390

Подбор по параметрам

Готовим авто к весне: диагностика и обслуживание тормозной системы

Продолжаем рассматривать подготовку автомобиля к весне. Поговорим о, пожалуй, самой важной системе в автомобиле - тормозной.

torm 2 1

Во время зимней эксплуатации тормозной системе приходится непросто.

  • Пары дней простоя машины на влажном воздухе достаточно, чтобы тормозные диски покрылись смесью пыли, реагентов и ржавчины, а суппорты стали подклинивать.
  • Тросик «ручника», которым многие владельцы принципиально зимой не пользуются, закисает и ржавеет.
  • Тормозная жидкость зимой активно накапливает воду. Если её не заменить вовремя, эффективность торможения снизится или тормоза откажут при интенсивной нагрузке.
  • Перепады температур, влага, соль и реагенты вызывают ржавчину тормозной магистрали, высыхание и растрескивание резиновых шлангов. Это приводит к потере герметичности в системе.

Чтобы не остаться без тормозов в тёплый сезон, придётся уделить внимание тормозной системе сразу после зимы.

Проверка и уход за тормозной системой

Машина останавливается одним действием: нажатием на педаль или дёрганием ручника. Но за этими действиями стоит десяток операций и деталей, которые должны сработать безупречно.

Перечислим самые уязвимые элементы тормозной системы:

  • главный тормозной цилиндр
  • вакуумный усилитель тормозов
  • вакуумный насос
  • суппорты
  • регулятор давления
  • ABS и блок управления
  • рычаг ручного тормоза
  • система ручного тормоза
  • тросики стояночного тормоза и их соединения
  • система тормозной педали
  • саморегулирующийся механизм
  • тормозные трубки и шланги.

Безотказная работа тормозной системы - ответственность водителя. Время от времени важно проверять надёжность работы тормозной системы, особенно если машина используется преимущественно в городе.

torm 3 1

Чтобы проверить тормозную систему на критические проблемы:

 убедитесь в исправной работе ABS 

индикатор лампы на приборной панели должен загораться при включении зажигания и тут же гаснуть при запуске мотора. Если лампа продолжает гореть, важно проверить антиблокировочную систему.

 тщательно вымойте днище автомобиля 

Лучше провести процедуру в автосервисах, где предлагают нтикоррозийную обработку днища машины или на мойках, где есть оборудование для автоматической мойки днища.

Такая простая мера в конце зимы позволит смыть реагенты и соль с тормозных магистралей и защитить их от коррозии.

 проверьте целостность тормозных магистралей и шлангов 

В обязательном порядке дважды в год проверяйте тормозные трубки на наличие коррозии и других признаков неисправности.

  • Если коррозия поверхностная, достаточно будет обработать металл специальными средствами, которые задержат распространение ржавчины.
  • Если трубки проржавели, их важно заменить, не дожидаясь расслоения металла. Меняется весь комплект тормозной магистрали в сборе.

Плюс обязательно проверяются резиновые тормозные шланги: резина тоже страдает от солёной воды и реагентов, иссушается и трескается - что может привести к потере герметичности тормозной системы.

 осмотрите колодки и диски 

По индикаторам износа колодок и оставшийся толщине накладки (минимум 1-1,5 мм) сориентируйтесь, когда нужно будет менять колодки. Проверьте, что тормозной диск остался ровным и не деформировался, не заржавел - в этих случаях его нужно заменить.

Другое обстоятельство, когда нужно менять диск - если колодки изношены настолько, что при нажатии на педаль раздаётся визг металла. В таком случае очень рекомендуется заменить вместе с колодками и пару тормозных дисков - они, вероятно, уже повреждены от контакта с «голыми» колодками.

torm 6 1

 помните о парной замене элементов 

При износе только передних или только задних колодок и дисков проблем не возникает: меняются соответственно передние или задние. Но бывает, что вследствие какой-то неисправности колодки «съелись» конкретно на правом переднем колесе, а левое в порядке, допустим. И в таком случае важно поменять колодки всё равно на обоих передних колёсах. А после - заняться поисками причины такой ситуации.

 проверьте направляющие и пыльники суппортов 

Суппорт - это устройство, сжимающее тормозные колодки. Суппорт перемещается по металлическим направляющим, которые расположены в так называемой скобе суппорта.

Чтобы суппорт скользил плавно, а при отпускании педали тормоза диск свободно отпускал колодки, на направляющие наносят высокотемпературную смазку.

При каждой замене колодок проверяйте состояние этой смазки и по необходимости обновляйте её.

Чтобы на смазку, которой покрыты направляющие суппортов, не попадала грязь, они закрыты резиновым пыльником.

Рабочий элемент суппорта, цилиндр, тоже скользит в металлическом корпусе и может закиснуть, если на него попадёт грязь.

При осмотре и замене колодок обязательно обратите внимание на целостность пыльников суппортов, и поменять их при необходимости - в противном случае, менять придётся скобу или сам суппорт в сборе.

support

 проверьте состояние ручника 

Исправный ручной тормоз не даёт автомобилю откатываться на уклоне в 23%. Хорошо, когда он затягивается в 3-4 щелчка: посчитайте, сколько их проходит при поднятии ручника.

Если ручник ослаб и не держит, нужно подтянуть его тросики и проверить состояние колодок ручного тормоза.

Почему ручником важно пользоваться регулярно, мы рассказывали здесь.

 проверьте уровень тормозной жидкости в бачке 

Её должно быть на уровне между отметками min и max.

Если жидкость уходит и её постоянно приходится доливать, это признак что износа дисков и колодок. Если жидкость убывает, когда с колодками и дисками всё в порядке, где-то есть утечка, система потеряла герметичность.

 замените тормозную жидкость 

Важно периодически менять DOT. Тормозная жидкость гигроскопична, то есть легко напитывается влагой, особенно после зимы, когда на патрубках образуется конденсат. Когда «тормозуха» накапливает воду, она может легко закипеть при интенсивном торможении и вызвать коррозию внутренних поверхностей элементов тормозной системы.

Автопроизводители предписывают менять тормозную жидкость каждые 2 года или каждые 30-40 тыс. км пробега.

В обязательном порядке меняют DOT, если в бачке она поменяла цвет на грязно-серый, в ней появились чёрные разводы или появился запах гари.

Подробнее о замене и выборе тормозной жидкости мы писали в этой статье.

tormoznaya zhidkost

 протестируйте герметичность тормозов 

Сев в машину, нажмите несколько раз на педаль тормоза - она не должна проваливаться в пол, а после нескольких нажатий подряд педаль должна стать жёстче.

Если же сопротивление педали осталось неизменным, стоит проверить тормозную систему на герметичность.

 проверьте работу тормозной системы в движении 

Приступать к этому этапу можно только если предыдущие проверки не выявили критичных нарушений.

Задача простая: разгоните машину на свободной дороге до 40-50 км/ч, затем резко нажмите на педаль и следите, как тормозит автомобиль.

  • Если всё в порядке, машина остановится по ровной траектории.
  • Длина тормозного пути определяется весом машины, состоянием дороги, качеством шин и другими факторами.

Если автомобиль оснащён системой ABS, тормозить он будет иначе. Резко выжав педаль, водитель почувствует отдачу педали и услышит стрекотание - это сработала антипробуксовочная система. Если на автомобиле установлена система курсовой устойчивости, обычно это ESP, при интенсивном торможении на панели приборов загорится индикатор, что она сработала.

Также исправность тормозной системы можно проверить на специальном диагностическом стенде. Именно так проверяют исправность тормозной системы при прохождении техосмотра.

torm 8

Признаки проблем с тормозной системой

Если водитель при запуске мотора или во время движения видит, что на панели загорелся индикатор Brake или восклицательный знак в кружке - это повод навестить сервис, возможно, на эвакуаторе.

Остальные признаки проблем с тормозной системой рассмотрим ниже.

 Непривычная работа педали 

Педаль тормоза стала слишком мягкой, ватной: владелец часто решает, что пора сменить тормозную жидкость. Но причина может быть в том, что нарушена герметичность системы. Срочно на сервис!

Педаль стала твёрдой, нажать на неё трудно. После того, как владелец несколько раз прокачает педаль, нажав и продавив ей, она реагирует как обычно. Такая неисправность может быть связана с проездом по глубоким лужам. Если же дорога сухая, а нажимать педаль стало трудно - это признак неисправности вакуумного усилителя тормозов.

 Посторонние звуки 

Самый распространённый звук от тормозной системы - конечно, скрип изношенных колодок, причём это не всегда говорит о неисправности.

  • Дешёвые колодки скрипят просто из-за качества материала накладки.
  • Хорошие дорогие колодки скрипят сразу после замены, пока не притрутся.
  • "Умные колодки" скрипят, когда специальные металлические пластины трутся о диск, напоминая владельцу что нужно сменить расходники.

При следующей замене колодок важно выбрать хорошего производителя: разница между используемыми материалами у дешёвых и дорогих колодок колоссальная, то же касается посторонних звуков. Также важно всегда менять колодки вместе со вспомогательными деталями, это защитит от проблем в будущем и не ударит по бюджету.

Встречается также побрякивание на неровностях - это конструктивный недостаток, когда в автомобиле суппорты при опущенной педали висят достаточно свободно, а если чуть нажать на тормоз при проезде «полицейского», например, греметь перестаёт. Лечится эта особенность пружиной.

Но если при нажатии на педаль тормоза водитель слышит посторонние звуки - скрип, стук, щелчки, и это точно не колодки и не срабатывающая ABS, дело может быть в подклинивании суппортов.

  • Другой признак той же проблемы - протяжный звук «ви-и-и». Так скрипит заедающий цилиндр суппорта или штифта обычно.

Низкий гул от тормозов - признак повреждённого или неправильно установленного торомозного диска. Посетить сервис или гараж нужно срочно.

torm 7 1

 Биение руля при торможении 

Если на скорости при торможении водитель понимает, что руль ходит ходунов в руках, скорее всего, тормозные диски «повело».

Так бывает, например, когда после интенсивного торможения машина влетает в глубокую лужу - от перепада температур диск коробит. Для решения проблемы нужно заменить диски на новые или проточить старые.

Другие, менее распространённые причины, по которым при торможении бьёт в руль - колодки сильно изношены, есть дефект тормозных цилиндров. Нужно разбираться в сервисе.

 При торможении машину ведёт в сторону 

Владельцы привыкли объяснять такую проблему некорректным развал-схождением, износом покрышек, дефектами подвески.

Но также виляние машины в сторону в момент нажатия на педаль тормоза может говорить о том, что суппорта заклинило, шланги деформировались, цилиндры закисли, жидкость утекает и др.

Лучше в случае такой проблемы начать с диагностики подвески, проверить развал-схождение, и, если проблема не решится, проверять тормозную систему.

Не пропустите другие статьи из цикла «Готовим авто к весне»:

  • О проверке колёсных дисков и правилах перехода на летнюю резину читайте здесь
  • О неисправностях подвески после зимы и их устранении узнаете здесь

Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка

Перейти к поиску 

Метки: Сезонное обслуживание, Обслуживание


Ваша корзина пуста