Готовим авто к весне: проверяем подвеску и рулевое управление
В чек-листе «Что надо сделать с автомобилем после зимы» можно найти конкретный перечень мероприятий. Сегодня поговорим о проверке и ходовой части и подвески своими руками.
В чём проблема
Не все автовладельцы здраво оценивают последствия межсезонья. Первое весеннее солнце и быстро сохнущий асфальт - не повод радоваться открытию сезона, а подов заглянуть в сервис или собственный гараж, если вы решили обслуживать машину самостоятельно.
Переезды через колею, ледяные ямы и глыбы, сошедший вместе со снегом асфальт на дороге - ничто из этого для десятков подвижных элементов, из которых состоит подвеска, не проходит бесследно.
Особенно страдают зимой резиновые и пластиковые детали подвески: сайлент-блоки, втулки стабилизаторов, пыльники и вкладыши шаровых опор. Они от мороза могут деформироваться, а результате дорожная пыль и песок беспрепятственно попадает в места, которые для исправной работы должны оставаться защищёнными.
В результате начинается износ уже металлических деталей подвески. А замена шаровых опор или стабилизаторов поперечной устойчивости - уже совсем другие расходы.
Как выявить проблему вовремя и не перебрать всю подвеску вместо замены пары резинок из-за собственной невнимательности?
Определяем неисправности элементов подвески
Самый простой и фактически беспроигрышный диагноз подвеске можно поставить, просто прислушавшись к посторонним звукам, которыми сопровождается подвеска.
Редкий владелец в конце февраля не сталкивается с тем, что машина начинает стучать или греметь при проезде дорожных препятствий. Это и будет первым сигналом о неисправности.
Опытные водители определяют проблемы с подвеской по поведению машины: большим кренам в поворотах, продольной и поперечной раскачке кузова, «клевку» носом при торможении.
Рассмотрим признаки неисправности отдельных элементов ходовой части.
Рулевое управление:
- Редуктор. Стук может возникать при повороте руля в разные стороны, нужно отрегулировать и смазать рулевой вал.
- Рулевые тяги и наконечники. Стучат как шаровые опоры, но проявляется звук только на неровной дороге. Меняются как можно быстрее.
Задняя подвеска:
- Тяги заднего моста. Для RWD машин: если при трогании с места и торможении слышен стук или после резкого нажатия на педаль газа зад авто тянет немного в сторону, тяга заднего моста нуждается в замене.
Передняя подвеска:
- ШРУС. Проблему с «гранатами» легко определить по отчётливому хрусту при поворотах руля. Подробнее о том, как проверить исправность детали, узнаете из статьи «Хрустит ШРУС. Как определить, какой».
- Полуоси. Подшипник полуоси выходит из строя. Признак проблемы - с набором скорости увеличивается гул. Ремонт или замена, лучше не откладывать.
- Ступичные подшипники. При износе издают нехарактерный шум в движении: шелестящий звук со стороны колеса нарастает при наборе скорости, а в повороте может сменяться гулом (подвыванием).
Другой признак возможного износа - когда педаль тормоза чуть вибрирует на скорости от 80 км/ч.
Диагностируют так: вывешивают колесо на домкрат и резко крутят рукой: шум, похожий на катящийся боулинговый шар, говорит об износе детали. Затем качают колесо «на излом», одна рука сверху внутри колеса, другая снизу снаружи. Если есть люфт - проблема в подшипнике.
- Шаровые опоры. Стучат, скрипят при проезде препятствий - кочек, лежачих полицейских и т.п. Заменить не откладывая, иначе колесо заклинит в движении.
- Амортизаторы и (или) стойки.
Выявляется по изменениям поведения на дороге: кузов раскачивается из стороны в сторону, машина рыскает по неровностям, хуже управляется.
- При езде на неровной дороге появляется дребезжание.
- При заезде в яму или съезде с препятствия, подвеска разряжается с громким ударом (затяжная проблема с амортизатором или стойкой).
Можно проверить, с усилием нажав на открытый капот или багажник, чтобы раскачать машину вниз-вверх. В норме, она один раз «клюнет» носом и вернется в исходное положение.
Потёки масла и налипшая на корпусе стойки амортизатора грязь - тоже признак проблемы.
Можно проверить исправность детали на специальном диагностическом стенде.
Малоизвестные признаки того, что подвеска требует ремонта
- неравномерный износ покрышек. Угол развал-схождения сбивается, вероятно, из-за люфтов в узлах подвески, колёса «болтаются».
- увеличившийся тормозной путь. Огромные люфты в сайлентблоках, выход из строя амортизаторов, стоек
- ухудшилась управляемость в поворотах: из-за ненадёжного контакта с поверхностью авто легко срывается в занос.
- клевки носом авто при торможении - выход из строя стоек
- днище машины задевает за препятствия, которые раньше проходила без касаний: изношены пружины.
- биение руля: неисправен опорный подшипник, наконечники рулевых тяг изношены.
- на скорости машину ведёт в сторону - к такому может привести выход из строя амортизатора, так умерший сайлентблок (рычага, стойки стабилизатора, подрамника, балки), изношенные шаровые опоры и рулевые наконечники, неисправность ступичного подшипника.
Итого
Части подвески - по большому счёту, расходный элемент. Но это не значит, что на замене деталей можно экономить или оттягивать ремонт до последнего.
Исправная подвеска - залог безаварийной езды, ведь от неё зависит не только акустический комфорт в поездках, но и управляемость, и тормозной путь, и отсутствие угрожающих ситуаций вроде заклинившего колеса.
Особенно важно уделить внимание подвеске своего авто весной, после зимних нагрузок, плохих дорог и температурных перепадов.
Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка
Метки: Сезонное обслуживание, Обслуживание, Подвеска