Как уменьшить затраты на автомобиль. Экономим на обслуживании, уходе, топливе и ремонте
Пробовали когда-нибудь считать, в какую сумму обходится содержание машины? Не ТО + госпошлина, заправки и амортизация - а реальная стоимость владения. То есть шины и диски, страховки, мелкий и не очень ремонт, мойки и автокосметика, антикоррозийная обработка и шиномонтаж. А ещё - стоимость, которую машина теряет при перепродаже.
Если углубиться в такие расчёты, легко впасть в уныние - и не столь важно даже, какая именно машина. Важно другое. Хочешь владеть автомобилем, не получая заветные «папиццот» - учись экономить.
Начнём с обратного - на чём сэкономить не получится
Страхование автомобиля, оплата техосмотра и налоги. По-хорошему экономить на прохождении ТО нельзя, но перипетии с госпошлиной привели к тому, что именно на этом пункте экономит каждый третий белорус.
С ремонтом и обслуживанием тоже всё неоднозначно. Перед продажей автомобиля многие «забывают» починить подвеску или чего посерьёзнее, докатывают старую резину и вообще всячески уклоняются от того, чтобы вкладывать в машину, которая вот-вот станет бывшей.
Но если ездить предстоит долго, экономия на устранении неисправностей вовремя выйдет боком.
- Там, где можно обойтись заменой пыльников и сайленблоков, с течением времени придётся перебрать подвеску.
- Забыть обслужить кондиционер к летнему сезону - значит угробить компрессор.
- Игнорирование посторонних шумов вообще может привести к катастрофе вроде встречи поршней с клапанами в двигателе.
В общем, чтобы экономить на ремонте, не нужно допускать поломок в авто.
Экономия на «расходниках» и запчастях тоже может выйти боком. Самое дорогое моторное масло, которое меняют раз в 6 тыс. км, всё равно обойдётся дешевле, чем перебрать мотор. Концентрированный дорогущий антифриз поможет отсрочить замену шлангов системы охлаждения и позаботится о радиаторе. А оригинальная запчасть, пусть даже снятая с частично выработанным ресурсом, наверняка прослужит дольше китайского аналога.
Если есть желание цивилизованно содержать автомобиль, но при этом не разорятся, придётся действовать тоньше.
Экономим на топливе
Начнём с тяжёлой артиллерии. Кардинальный способ экономии бензина - установка газобалонного оборудования. Да, удовольствие не из дешёвых, и доверять его стоит сервисам. Но за счёт почти двукратной разницы в цене бензина и пропан-бутана ГБО окупается при больших (больше 20 тыс. км в год) пробегах за год-два. Если машина обладает хорошим топливным аппетитом, а ездить на ней придётся много и долго, газ может стать выходом. Правда, установка ГБО автоматически увеличивает потерю стоимости авто перед продажей. Надо считать, что получится выгоднее.
Избитая, но работающая стратегия - изменить стиль вождения. Заставить машину «кушать» меньше бензина можно за счёт равномерного темпа езды, рассчёта времени при подъезде к светофорам так, чтобы не приходилось тормозить и плавных разгонов. С точки зрения расхода топлива, кстати, лучше один раз сильно выжать педаль газа, чем добавлять по чуть-чуть - то есть не растягивать процесс разгона, а сразу достигать нужной скорости и поддерживать её. На тахометре желательно держать постоянных 2000 об/мин, плюс/минус 200. Тормозить, по возможности, двигателем. Езда внатяг, превышение 3000-3500 об/мин и даже холостой ход - всё это заставляет топливо улетать с космической скоростью.
Планирование маршрута тоже поможет сэкономить на бензине или ДТП. Всё просто - короче не значит экономней. Заторовые улицы, пробки на светофорах, множество левых поворотов - всё это сжигает драгоценные литры. Лучше чуть в объезд, но по свободным улицам с минимальным трафиком и без множественных остановок.
Накачанные шины. Помогают экономить топливо тоже, при этом многие автовладельцы не контролируют давление в шинах месяцами, не учитывают степень загрузки машины и температурные перепады. Рекомендуемые производителям нормы давления размещены на наклейке на стойке двери или крышке лючка бензобака. В соновном рекомендации - поддерживать 2,2 бар в передних колйсах. Задние можно накачать до 2,3 бар, особенно если предстоит поездка с пассажирами и нагруженным багажником. Больше загрузка машины - больше пятно контакта - больше топливный расход.
Что ещё может помочь. Скрытые, но вполне реальные «поджиратели» топлива - состояние подвески и тормозной системы, нарушение развал-схождения колёс, забитый воздушный фильтр, плохое моторное масло и тяжёлый хлам в багажнике. Ухудшает аэродинамику и увеличивает расход топлива всякий самодельный тюнинг а-ля колхозинг, вроде кустарный спойлеров и багажника на крыше. И не забывайте при движении по трассе закрыть окна - механизм действия такой же.
Экономим на мойке и уходе
Договоримся сразу: мыть машину надо регулярно, иначе дорожные реагенты и грязь, добравшись до глубоких царапин и сколов краски, вызовут коррозию металла. А ещё грязная машина быстрее нагревается, пачкает одежду и настроение владельца и ограничивает обзорность. Но если мойка как процедура очищения кузова автомобилю необходима, то дополнительными процедурами можно и пожертвовать ради экономии.
Так, при посещении профессиональных автомоек вам предложат покрытие кузова воском, нанесение нано-покрытий и «антидождей», очистку битумных пятен или чернение резины. Это всё, как правило, лишняя трата денег. Если так хочется - купите баллончик с нужной косметикой в автомагазине и обработайте сами.
Пропылесосить салон, вывести пятно с сиденья, почистить стёкла изнутри и снаружи и протереть панель влажной тряпкой в состоянии любой автовладелец - зачем переплачивать за это на автомойке?
Между автоматической мойкой и мойкой самообслуживания выбирайте вторую. От постоянного контакта со щётками ЛКП покроется сетью мелких царапин, фары помутнеют, краска на машине станет матовой и придётся задуматься о полировке. Нормальный эконом-вариант - мойки самообслуживания. Да, придётся повозиться, но, набив руку, можно уложиться в $2-3 за визит. Мойки самообслуживания в Минске есть на сети АЗС «А-100», есть сети «Чистый слоник», сеть бесконтактных автомоек БАМ. Если выбираете бесконтактные, всё же раз в месяц-два заезжайте на те, где можно пользоваться мягкой щёткой или губкой, чтобы счищать налёт.
Экономим на шинах
Резина должна быть по сезону, потому что несвоевременная «переобувка» увеличивает расход топлива и не способствует безопасности вождения.
На хорошую зимнюю резину «жаться» точно не стоит. Это ваша безопасность.
Лишённая смысла покупка - «всесезонка». Создатели так старались соблюсти баланс между характеристиками зимних и летних шин по части компромиссного рисунка протектора и состава резины, что в итоге «всесезонка» получила недостатки той и другой. Для жары она слишком мягкая, для холодов её сцепные свойства неидеальны. Лучше не тратьте деньги.
Сэкономить на выборе резины, не переплачивать за бренд и не дать обмануть себя на шиномонтаже поможет этот гайд.
Экономим на обслуживании
К выбору сервиса подойдите серьёзно. Единственная стоящая причина для обслуживания у официального дилера - когда машина на гарантии. Как только она закончилась, ищите сервис самостоятельно. Выбирайте тот, что обслуживает вашу марку, в идеале - тот, что занимается преимущественно Ситроенами или Маздами, например. В поисках сервиса обратитесь в фан-клубы марки на автофорумах и в группах в соцсетях - там могут рекомендовать те места, где знают и успешно ремонтируют вашу модель. Найти мастера, который знает подноготную модели авто - редкая удача. Чтобы не нарваться на развод со стороны СТО, изучите типичные схемы обмана и действуйте, как описано в этой статье.
В сервис со своими расходниками и запчастями - тоже отличная стратегия для экономии. Так вы не переплачиваете за посредничество в покупке. Опять же, на форумах по вашей модели авто можно выудить ценную информацию о том, какое масло или тормозные колодки лучше купить. Предложений по подержанным запчастям хватает тоже. Главное - выбрать авторазборку, с европейскими донорами и понять, какие детали можно покупать из б/у, а какие - только новыми.
Ещё больше экономить поможет не заезжать на СТО по любому вопросу, а разобраться в устройстве своего авто и делать мелкие работы самостоятельно. Поменять лампочки в фарах и плафонах, разобраться со схемой предохранителей, поставить новый салонный и воздушный фильтр - для всего этого нужно только время и желание разобраться в мануале к своему авто. Можно пойти дальше и освоить, как вкручивают свечи зажигания и меняют масло и тормозные колодки. О том, как обустроить под данные цели гараж и что делать, если гаража нет, мы рассказывали в этой статье. В крайнем случае, можно поискать СТО самообслуживания - в Минске такие есть.
Итого
Экономить на обслуживании автомобиля можно и нужно. Но чтобы при этом не терять в качестве и объёме нужных работ и не обрастать потенциальными проблемами, придётся постараться.
Банальный пример - нарушение сроков рекомендуемого обслуживания. Воздушный фильтр можно менять по мере загрязнения, если регулярно вытряхивать, свечи - по мере выхода из строя, и ничего страшного не случится. А вот оттягивать замену масла более чем на 8-10 тыс. км или «растягивать» срок замены привода ГРМ чревато проблемами совсем других масштабов. Во всём нужно чувство меры.
При желании минимизировать затраты начинать нужно с малого. Чуть накачать колёса, снять рейлинги и сменить стиль езды - и на заправке придётся появляться реже. Мойки самообслуживания и уборка своими силами в салоне - и можно выпить лишнюю чашку кофе.
Менять лампочки и фильтры, покупать расходники и искать «своего» астослесаря - те минимальные усилия, который может приложить каждый автовладелец. А результат порадует.
Но детали должны быть лучшими из доступных, расходники должны меняться вовремя и качественно, а безопасности людей в машине не должны угрожать «лысые» шины и изношенные тормозные колодки. Экономия на безопасности - идиотизм.
Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка
Метки: Обслуживание, Ремонт, Подвеска, Шины