Как нас обманывают на СТО (и что с этим делать)

Отдать машину в ремонт без малейшего представления о проблеме - всегда риск. Риск нарваться на недобросовестных специалистов, которые возьмутся чинить то, что не сломалось. За ваши, естественно, деньги.

black and white car vehicle vintage

Как мастера СТО могут обманывать клиентов

  • используют машину клиента в личных целях, могут повредить ее
  • завышают сумму ремонта, придумывая неисправности
  • навязывают клиенту ненужные услуги
  • ставят вместо дорогих расходников и деталей дешевые китайские аналоги
  • создают видимость ремонта, не проводя работы. Например, вместо замены амортизаторов моют старые.
  • снимают с автомобиля дорогие оригинальные детали и запчасти (элементы подвески и тормозной системы, свечи зажигания, АКБ) и подменяют их б/у-шкой или дешевыми аналогами
  • экономят на «излишках», не возвращая клиенту оставшиеся после обслуживания детали и жидкости.

Типичные схемы обмана автовладельцев на сервисах

Ситуация 1.

Вы неопытный автовладелец. Приезжаете на станцию для планового обслуживания. Мастер как бы между делом задает вопросы, смысл которых вы не до конца понимаете, например, при замене масла: «Двигатель же промываем, так?». Промывка двигателя - звучит правильно, и клиент автоматически соглашается. А ведь это необязательная процедура.

Другая похожая ситуация, когда клиент не знает сроки службы основных расходников, и соглашается менять свечи зажигания, например, при каждом плановом техобслуживании. Или ему предлагаются услуги с сомнительной эффективностью, вроде накачивания шин азотом вместо воздуха.  

Ситуация 2.

Вам необходимо провести достаточно простую операцию, вроде замены лампочки в фаре. Мастер предлагает снимать передний бампер, доставать аккумулятор и т.п.

На самом деле, в сервисных книжках для каждой модели автомобиля практически в 100% случае указывается, как поменять лампочку в фаре, просто выкрутив пару шурупов. Но чем больше действий совершит мастер с вашим авто, тем дороже обойдется его работа.

Ситуация 3.

Вы столкнулись с неисправностью, которая требует диагностики: руль тянет в сторону, появились стуки, двигатель глохнет на ходу и т.п.  Вы обращаетесь на станцию обслуживания, и вам «приговаривают» подвеску, элементы тормозной системы, замену датчиков и т.п. - полный комплекс проблем.

Причем часто проблема, с которой обращается автовладелец, и предлагаемые ее решения вообще не совпадают, например, стук сзади вызван содержимым багажника, а на СТО «приговорили» всю подвеску на 1000 у.е. Или проблему с тянущим в сторону рулем можно решить развал-схождением и заменой рулевого наконечника, а заменить предлагается рулевую рейку целиком и т.п.

pexels photo 97075

Как не дать себя обмануть в автосервисе

 готовьте машину к сдаче в ремонт 

  • Достаньте из салона и багажника ценные вещи, огнетушитель и т.п.
  • Вымойте машину, чтобы при оформлении документов указать все дефекты кузова и не доказывать потом, что чего-то не заметили под слоем грязи.
  • Заправляйте бак настолько, чтобы доехать до СТО а оттуда - до ближайшей заправки.
  • Не оставляйте техпаспорт - он нужен лишь для оформления документов. 

 оформляйте документы 

На СТО должен быть «Уголок потребителя» с перечнем услуг и расценками и образцами заполнения договора-заявки и акта приема-сдачи работ.

Обязательно при обращении на СТО оформляйте договор-заявку с указанием ваших данных, данных об автомобиле (марка, модель, гос.номер, объем и тип двигателя, номер кузова).

  • Для оформления договора-заявки вам нужно иметь при себе паспорт, техпаспорт на машину и доверенность, если вы сдаете и получаете из ремонта не свой автомобиль.
  • Также в заявке указывается время и дата обращения, срок готовности автомобиля и стоимость работ.
  • Договор-заявку можно не оформлять, если на сервисе вам проводят только уборочно-моечные, шиномонтажные, шиноремонтные, диагностические, регулировочные работы.

Другой документ, который необходимо составить - акт приема-передачи машины.

  • В него вписываются те же данные по автомобилю, а также указывается комплектация машины и видимые повреждения - царапины, вмятины на кузове и стекле и т.п.
  • Можете вписать в документ показания одометра (пробег) на момент передачи автомобиля.
  • Или указать в акте приема-передачи номер аккумулятора, чтобы его не подменили.

Все документы составляются в двух экземплярах, один из которых вы оставляете себе. И лучше не выкидывайте его до момента истечения гарантии на работы.

 формулируйте проблему правильно 

Мастер-приемщик СТО обязан при вас составить заказ-наряд.

В этом документе либо с ваших слов, либо вами самостоятельно будет записан перечень неисправностей и проблема, с которой вы обратились в сервис.

И вот тут важно, чтобы вы указывали не конкретную проблему, которая может быть («неисправный ШРУС», «заменить амортизатор») а то, что вас настораживает («стук в районе передней ходовой», «стучит сзади справы»).

Потому что причина может быть совсем в другом, но, если в наряд-заказе стоит замена запчасти - ее заменят, даже если она полностью исправна. Все же диагностика - задача специалистов.

 согласуйте стоимость работ 

Конечная стоимость работ указывается в заказе-наряде. Оплата производится по окончанию работ, но сервис может требовать внести какой-то аванс.

  • Еще до начала работ попросите мастера составить перечень неисправностей автомобиля, работ и нужных материалов.
  • Если мастер озвучивает список работ, а вы сомневаетесь в их необходимости - смело обращайтесь к другому специалисту.
  • Не торопитесь соглашаться на замену вышедшей из строя запчасти - в некоторых случаях, восстановленная оригинальная деталь прослужит дольше, чем новый дешевый аналог. Пример - рулевая рейка.

Перед визитом на СТО интересуйтесь устройством своего автомобиля. Хорошо, если у вас будет представление о проблеме - в чем может быть причина поломки, какие детали нужны, какова стоимость работ.

В разговоре с мастером старайтесь не показывать, что вы «чайник», на сложные вопросы отвечайте уклончиво, вроде «А как вы считаете?».<

Прочитайте наши материалы по диагностике основных неисправностей и регламенту обслуживания автомобиля:

  • что и на каком пробеге нужно менять в машине - здесь
  • какие шумы говорят о неисправности автомобиля-  здесь
  • какие запахи в салоне должны насторожить водителя - здесь
  • какие детали можно покупать б/у, а какие - только новыми - здесь

currency 3077534 1280

 проверяйте работу мастеров 

Не стесняйтесь без предупреждения наведаться на СТО и посмотреть, как идут работы над вашим автомобилем, какие запчасти устанавливаются.

После выполненного ремонта или обслуживания вам выдадут ремонтный заказ-наряд. Там будут данные о машине и перечень работ с указанием их стоимости и стоимости материалов.

Внимательно ознакомьтесь с документом, но не спешите расписываться: как только вы ставите подпись, вы соглашаетесь, что претензий к сервису не имеете. А сначала нужно проверить работу.

  • Вместе с мастером или менеджером СТО внимательно осмотрите машину на предмет царапин и повреждений, зазоров в установленных бамперах и т.п. 
  • Загляните в салон и багажник, убедитесь, что все в порядке.
  • Убедитесь, что все запчасти, которые вписывались в наряд-заказ, действительно заменены. Вам должны показать и даже вернуть старые детали. И дать осмотреть установленные новые, в том числе, подняв машину на подъемник.
  • Затем убедитесь, что причину неисправностей действительно устранили. Можете совершить даже небольшую поездку, взяв с собой менеджера СТО.

И только после всех проверок и осмотров, если у вас нет претензий к ремонте и работе сервиса, можете подписать документы.

Если есть претензии к качеству выполненных работ, не подписывайте документы.

  • Обратитесь к менеджеру, напишите претензию на имя директора сервиса и требуйте устранить неполадки.
  • В претензии укажите, когда и по какой причине ремонтировалась машина, какие были выявлены неисправности, что делали специалисты и какие претензии возникли после ремонта.

 требуйте гарантию 

В заказ-наряде на ремонт автомобиля указаны гарантийные сроки.

Так, в соответствие с действующим законодательством Республики Беларусь, установлены следующие гарантийные сроки:

  • на кузовной ремонт и покраску авто - не менее 6 месяцев
  • на техобслуживание - 20 дней при пробеге не более 2 тыс. км
  • на текущий ремонт - 30 дней при пробеге не более 3 тыс. км.

После того, как забрали автомобиль с сервиса и до окончания гарантии сохраняйте все чеки, акты приема-передачи, заказ-наряды на ремонт.  

  • О том, как сэкономить на ремонте автомобиля, мы писали здесь

Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка

Перейти к поиску 

Метки: Лайфхаки


Ваша корзина пуста