Готовим авто к весне: распознаем и устраняем неисправности кондиционера

От кондиционера автовладелец ждёт прохладу и приятную расслабленную обстановку независимо от температуры воздуха снаружи. Это возможно только если кондиционер испарен, заправлен и очищен от бактерий и неприятных запахов.Чтобы не застрять в душной пробке в раскалённом салоне, важно весной проверить и обслужить систему кондиционирования.

Предлагаем список простых действий межсезонного обслуживания кондиционера, который вернёт его к жизни после зимы.

Kond 01

 Промыть радиатор кондиционера 

Эффективность обдува снижается в пробках? Скорее всего, причина минимального потока воздуха при работающем исправном кондиционере именно в грязном радиаторе - конденсаторе системы кондиционирования.

Если он забит отложениями, ЭБУ двигателя блокирует включение компрессора, предотвращая перегрев мотора. При этом индикатор включения кондиционера горит как обычно.

Кроме того, из-за сильного загрязнения радиатора системы кондиционирования теплообмен и охлаждение хладагента снижается, компрессор кондиционера перегревается и выходит из строя.

Очистку радиатора кондиционера лучше проводить на сервисе. Часто наросты грязи и отложений на радиаторе кондиционера не видны с внешней части, в основном она нарастает в зазоре между радиаторами кондиционера и охлаждения двигателя. И чтобы хорошенько промыть радиатор, приходится частично разбирать систему охлаждения - самому делать это будет проблематично.

Лучше всего совместить чистку радиатора кондиционера с мойкой радиатора охлаждения двигателя, о которой мы уже писали.

В основном достаточно промывать радиатор кондиционера, как и радиатор охлаждения двигателя, раз в два года.

Другой повод заехать на СТО почистить радиаторы - когда пробег машины превысил 100 тысяч км.

Kond 02

 Заменить салонный фильтр 

Бывает, владелец жалуется на неэффективную работу кондиционера когда поток воздуха слабый, при это сам кондиционер исправен: обороты двигателя меняются, вентилятор охлаждения радиаторов работает.

В этом случае лучше осмотреть салонный фильтр - если он забит пылью и грязью, не будет пропускать воздух даже при исправном кондиционере. А окна в дождливую погоду будут запотевать.

В забитом салонном фильтре скапливается не только пыль и мусор, но и вредные бактерии. Это отражается на работе всей системы кондиционирования.

Лучше менять салонный фильтр ежегодно, тем более стоит он недорого.

Kond 03

 Дозаправить и обслужить кондиционер 

Даже из исправной системы кондиционирования постепенно уходит порядка 25-100 грамм фреона в год, поэтому важно периодически дозаправлять кондиционер.

Почему хладагент уходит даже из безупречно работающей системы?

  • Постепенное понижение уровня хладагента в системе кондиционирования происходит из-за негерметичных стыков гибких магистралей системы, через микротрещины в уплотнениях и трубках. Чем старше автомобиль, тем больше фреона постепенно вытекает из системы.
  • Серьёзные утечки фреона чаще возникают от повреждения радиатора кондиционера или сгнивших металлических трубок и магистралей.

Если не отследить существенное понижение уровня фреона в системе вовремя, компрессор кондиционера перегреется и быстро выйдет из строя. Ремонту он не подлежит, только замене - а это уже серьёзные расходы.

Поэтому важно минимум раз в год дозаправлять систему кондиционирования, особенно на пожилых машинах.

Kond 04

Самостоятельно отследить понижение уровня фреона в системе поможет контрольное окошко - им оснащают многие кондиционеры.

Находится оно под капотом на одной из магистралей системы кондиционирования.

  • В норме в «глазок» пузырьков не должно быть видно вообще.
  • Если вы видите пузырьки, но их немного и они исчезают через пару минут после включения кондиционера - в системе осталось 70-80% фреона.
  • Если в глазке белая пена - дело плохо, больше 50% хладагента ушло из системы, нужно дозаправить, и побыстрее.
  • Если в глазке вообще не видно жидкости - скорее всего, компрессор уже умер, и от заправки фреона не заработает.

Процесс дозаправки в специализированных мастерских - отлаженная и недорогая процедура, не стоит ей пренебрегать.

  • Степень утечки и оставшийся объём хладагента определяется при подключении системы кондиционера к специальной станции. Станция производит автоматическую перезаправку системы и отображает количество откачанного фреона из системы и перепады давления во время работы.
  • В момент, когда система кондиционирования заправляется хладагентом, специалист ищет утечки фреона. Для этого используют электронные «нюхатели», которые пищат при обнаружении проблемного участка, или набор для визуального осмотра - жёлтые очки плюс ультрафиолетовая лампа. Если при заправке фреона добавить в компрессорное масло люминофор, он подсветится зелёным в свете УФ-лучей и таким образом покажет утечку.

Kond 05

Помимо хладагента, по системе кондиционирования циркулирует компрессорное масло, которое смазывает трущиеся элементы. Поэтому при замене фреона масло нужно менять тоже.

Помимо понижения уровня хладагента, компрессор выходит из строя, если в систему попал воздух и влага (конденсат). Влага вызывает коррозию металлических трубок системы кондиционирования.

Чтобы осушить систему кондиционирования, специалисты промывают её азотом, устанавливают силикагелевые фильтры.

В идеале, менять осушитель рекомендуется при каждом вскрытии системы.

 Обработать кондиционер от бактерий 

Распространённая проблема автовладельцев - когда при включении кондиционера в салоне появляется затхлый плесневый запах.

Причина тому - бактерии, которые активно размножаются во влажной среде, читай - в конденсате на поверхности салонного радиатора.

Особенно характера такая проблема для тех автовладельцев, кто редко пользуется кондиционером.

Бактерии в системе кондиционирования вызывают не только неприятный запах. Это по сути плесень, которая может провоцировать кашель и аллергические реакции у водителя и пассажиров. Поэтому необходимо хотя бы раз в год проводить антисептическую обработку системы кондиционирования. В результате в салон из кондиционера будет поступать чистый и свежий воздух.

Антисептирование можно провести на сервисе, а можно самостоятельно.

Kond 06

В продаже легко найти различные аэрозоли для антибактериальной обработки кондиционера. Стоят они недорого, трудностей при применении не вызывают.

Важно только внимательно читать инструкцию и не стремиться залить смесь из баллончика во все дефлекторы: главное, чтобы средство прошло через радиатор (конденсатор) кондиционера.

  • Самый простой вариант применения - когда владелец закрывает все окна, заводит двигатель, включает кондиционер в режиме рециркуляции на полной мощности, распыляет чистящее средство под панелью и выдерживает указанное на баллончике время проветривания.

Популярное народное средство для чистки автомобильного кондиционера - хлоргексидин (мирамистин). Это антибактериальное средство, продаётся в аптеке, стоит копейки.

Хлоргексидин входит в состав всех антибактериальных средствах для кондиционера в продаже, просто в фирменных средствах ещё добавляют отдушки и ароматизаторы.

Для самостоятельной обработки кондиционера потребуется три флакона хлоргексидина и распылитель (пульверизатор).

Kond 07

Процесс чистки происходит так:

  • Кондиционер включается на максимальный обдув, окна закрываются, владелец выходит из машины, захлопнув дверь.
  • С помощью флакона-распылителя заливает препарат в воздухозаборник кондиционера, обычно он перед лобовым стеклом.
  • Таким образом распыляется два флакона.
  • Затем владелец возвращается в салон, выключает кондиционер в режим рециркуляции и разбрызгивает третий флакон средства в районе салонного воздухозаборника, обычно он расположен в ногах переднего пассажира.
  • После этого кондиционер выключается на час-два.
  • По прошествии времени, когда средство убивает бактерии, нужно включить систему вентиляции салона на максимум и просушить воздуховоды.

Такую антибактериальную обработку, которая ещё  воздух в салоне освежает, рекомендуется проводить ежегодно.

Как предотвратить появление запаха из кондиционера

  • проводите регулярную чистку радиатора кондиционера, ведь именно там скапливается основное число бактерий и грибка;
  • выключайте кондиционер за 5 минут до остановки машины, чтобы испаритель (конденсатор) успел высушивать избыток влаги и не образовывалась плесень;
  • при выключенном кондиционере держите вентилятор на сильном обдуве, чтобы струя воздуха обдувала испаритель, высушивая влагу и выдувая споры плесени;
  • выберите жаркий летний день и продуйте систему, включив вентилятор на полную мощность, при этом откройте двери. Так вентилятор прогреет конденсат на радиаторе кондиционера и выдует бактерии из испарителя.
  • в холодное время года время от времени включайте кондиционер, только не на улице, а в обогреваемом гараже или на крытой стоянке, чтобы снаружи было +5-10 градусов. Это поможет избежать и неприятного запаха, и серьёзных поломок кондиционера в тёплое время года. Когда кондиционер простаивает без работы в хладагенте масло выпадает в осадок, и после включения элементы кондиционера работают какое-то время всухую, что может привести в том числе к заклиниванию муфты.

 Диагностика работы кондиционера 

Для полноценной диагностики системы кондиционирования не обойтись без спецоборудования. Но банальные и при этом самые распространённые причины снижения эффективности работы кондиционера определить может любой автовладелец.

Kond 09

 

Признаки проблем в системе кондиционирования 

Владельцев часто беспокоит ситуация, когда летом под машиной с заведённым мотором образуется лужа. На самом деле, это нормальная ситуация и повода для беспокойства нет.

Тёплый воздух при прохождении через салонный радиатор системы кондиционера активно отдаёт тепловую энергию и на сотах образуется конденсат - вода, которая и стекает через дренаж под машину, либо, если дренаж забит грязью - в салон, под ноги переднего пассажира.

Если эффективность работы кондиционера снижается - это уже повод насторожиться. Под снижением эффективности работы понимаются разные ситуации:

  • когда из кондиционера идёт не холодный, а тёплый воздух
  • когда давление воздуха не меняется, то есть воздушный поток остаётся одной и той же силы независимо от переключений режимов
  • когда воздушный поток поступает не из всех отверстий и не перемещается с перемещением регулятора вентиляции

Вероятно, имеет место разгерметизация системы кондиционирования и утечка фреона.

  • Другой признак этой же проблемы - когда из вентиляционных отверстий раздаётся непривычный запах - и это не запах плесени.

Появление посторонних шумов из кондиционера - тоже признак неисправности.

  • громкий грохот говорит о том, что компрессор изношен - но, вероятно, его ещё можно восстановить. Если проигнорировать проблему, заклинивший шкив компрессора приведёт к разрыву ремня и повреждениям в моторном отсеке.
  • гремящий звук раздаётся после выключения кондиционера. Вероятно, изношен подшипник шкива - и менять его нужно как можно быстрее, пока он не вывел из строя натяжитель или колесо генератора.
  • писк  после включения кондиционера, который может пропадать или быть назойливым - признак износа поликлинового ремня, или его чрезмерного или недостаточного натяжения.
  • шипение, которое раздаётся из кондиционера, не всегда говорит о разгерметизации системы и утечке фреона. Это может быть признаком слишком большого количества масла в системе или говорить о неисправности выпускного клапана. На старых автомобилях шипение может появиться из-за засорения подвижных элементов климатического оборудования.

Kond 08

Итого

Как и другие узлы и агрегаты в автомобиле, кондиционер не выходит из строя одномоментно. Шипение и другие посторонние звуки из системы кондиционирования, недостаточное охлаждение воздуха и странный запах из дефлекторов - сигналы к проведению углубленной диагностики кондиционера.

Ежегодное межсезонное обслуживание системы кондиционера убережёт владельца от досадных поломок и дорогостоящего ремонта.

Перед наступлением лета рекомендуется

  • промыть испаритель (радиатор) кондиционера
  • заменить салонный воздушный фильтр
  • дозаправить и проверить систему кондиционирования в сервисе
  • провести антисептическую обработку специализированными средствами или хлоргексидином.
Не пропустите другие статьи из цикла «Готовим авто к весне»:

Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка

Перейти к поиску 

Метки: Сезонное обслуживание, диагностика неисправностей


Ваша корзина пуста