Чем опасна жара для узлов и агрегатов автомобиля и что делать владельцу
+30° — мучение не только для водителя, но и испытание для автомобиля. Перечислим основные беды, с которыми может столкнуться владелец в жару, и способы их решения.
Перегревается мотор
Самое, пожалуй, неприятное, что грозит автовладельцу — (не) обратимые повреждения ДВС из-за перегрева. Крайне важно следить за температурой мотора и периодически проверять уровень охлаждающей жидкости.
Если стрелка термометра упорно висит в красной зоне, даже при нормальном уровне антифриза в бачке и работающем вентиляторе — это причина посетить автосервис. Особенно это касается автомобилей с приличным пробегом.
Двигатель «закипает» в жару по многим причинам, но в основном из-за неисправностей:
- выход из строя термостата
- выход из строя вентилятора, охлаждающего радиатор
- забитые отложениями или погнутые «ячейки» радиатора
- выход из строя водяной помпы
- утечка антифриза через потрескавшиеся патрубки, пробоину в радиаторе и т.п.
Включенный кондиционер повышает вероятность перегрева, потому что двигатель вынужден вращать ещё и компрессор кондиционера, что увеличивает нагрузку. А вот работа салонной печки наоборот, отводит часть тепла от ДВС, так что постарайтесь для обдува летом использовать её.
В любом случае, к приходу жары нужно готовиться заранее. О том, как обслуживать систему охлаждения, чтобы она не доставляла проблем, мы рассказывали подробно в этой статье.
Если стрелка температуры ОЖ уверенно ползёт вверх, автомобиль еле-еле двигается в пробке по жаре, а из-под капота начинает валить белый дым — дело плохо. Но сразу глушить закипающий двигатель нельзя!
- Первая мера, которая отведёт часть тепла от мотора — выключить кондиционер или климат-контроль и включить на полную мощность на горячий режим салонную печку. Затем, по возможности, съехать на обочину и припарковаться. Двигатель можно заглушить после того, как стрелка указателя температуры начнёт снижаться. После этого нужно открыть капот, дождаться остывания мотора и приступать к выявлению и устранению причин перегрева.
Подклинивают тормоза, закипает DOT
Торможение есть трение колодок о диск или барабан. На жаре тормоза после такого повышения температуры от трения просто не успевают охладиться. Особенно такая проблема характерна для любителей «спортивного» стиля вождения.
Перегревающиеся колодки тормозят хуже, в результате увеличивается тормозной путь. Водитель ощущает проблему по тому, что на педаль нужно больше давить ногой.
Другая проблема, которая грозит тормозной системе в жару — подклинивание тормозных цилиндров. В результате колодки перекашиваются и остаются зафиксированными в промежуточном положении. Водитель понимает это по тому, что торможение происходит хуже и с перебоями. Решение одно — ехать на СТО, ведь от состояния тормозной системы зависит ваша жизнь.
Тормозную жидкость нужно менять раз в два года. Набрав в себя воды, выработавшая свой ресурс DOT может буквально закипеть в жару. Представьте ситуацию: вы спускаетесь с горочки, уверенно притормаживаете и… ничего не происходит. Если жидкость в системе выкипела, педаль тормоза становится мягкой и просто проваливается в пол.
- Поэтому, если давно не меняли тормозную жидкость или купили б/у автомобиль, обязательно обслужите тормозную систему.
Перегревается "автомат"
Проблем в жару не испытывают МКП и «роботы», которые по сути и есть МКП, управляемые электромеханически. Для всех же остальных коробок передач высокие температуры опасны.
В классических АКП и вариаторах гидропривод работает на жидкости ATF. Смазывающие свойства её в жару ухудшаются, вязкость повышена, как и общая температура.
За счёт ухудшающихся смазывающих свойств ускоряется старение трущихся элементов коробки.
Обычно в конструкции предусмотрено охлаждение автоматической коробки через теплообменник, а это значит, что температура ATF выше температуры антифриза.
- Выходом может быть отказ от поездок, перенос их на максимально комфортное время дня и, конечно, своевременное обслуживание АКП и замена жидкости в коробке по рекомендованному регламенту.
Выгорает ЛКП, "плывёт" пластик
Палящее солнце и температура +30° и выше — прямая угроза состоянию лакокрасочного покрытия. Длительный простой под лучами, особенно если им подставлен один бок машины, обернётся неравномерным выгоранием краски.
Особенно быстро на солнце выгорают эмали красного, синего, жёлтого и других ярких оттенков. Насколько сильно будет сопротивляться ЛКП вашего автомобиля солнечным «ожогам» зависит, конечно, от краски производителя.
- Чтобы не пришлось перекрашивать элементы кузова, лучше оставлять машину на длительную стоянку в теньке (даже если это не совсем удобно) или задуматься о приобретении защитного чехла на машину.
- Помните, что чистый кузов лучше отражает солнечные лучи и меньше нагревается, и чаще заезжайте на мойку. Только обязательно насухо протирайте кузов: оставшиеся капельки воды станут «линзами» для солнечных лучей и ускорят появление «ожогов».
Другая проблема — от жары может «поплыть» пластик в салоне. То есть он так сильно нагревается, что может начать вонять и деформироваться.
- От такой напасти спасёт атермальная тонировка. и солнцезащитный экран. Не ленитесь закреплять его изнутри лобового стекла каждый раз, когда покидаете оставленный на солнце автомобиль. Экран не только предохранит панель и обивку от выгорания, но и снизит температуру в салоне.
Вредит жара и резиновым уплотнителям окон и дверей. Резина сохнет и трескается на жаре, особенно если машина возрастная.
- Для защиты уплотнителей в жару обрабатывайте их силиконовой смазкой каждые 1-2 недели.
Трескается и грозит лопнуть стекло
У любого автомобиля спустя пару лет эксплуатации стекло покрывается сколами, даже если они не видны глазу. Во время нагревания стекла на солнце, когда происходит тепловое расширение, эти микросколы концентрируют внутреннее напряжение.
В критический момент, когда стекло перегревается, в районе этих сколов стекло может треснуть и разломаться. На форумах достаточно историй из жизни, когда стекло трескается и лопается прямо на глазах у владельца без видимых причин.
Другая ошибка владельца, которая может стоить ему стекла: пускать на раскалённое стекло струю холодного воздуха, только бухнувшись в салон. Это для стекла то же самое, что поливать его кипятком в мороз: от такого контраста температур стекло может не выдержать и потрескаться.
- Обязательно перед включением кондиционера проветривайте салон: откройте двери и выгоните воздух, помахав одной из них. Начинать движение тоже лучше с приоткрытыми окнами и простым обдувом салонной печки, а когда пойдёт какой-то поток воздуха, включать уже кондиционер или климат-контроль.
Итого
Жаркие деньки можно отнести к тяжёлым условиям эксплуатации автомобиля:
- узлы и агрегаты испытывают экстремальные нагрузки
- смазывающие и защитные свойства технических жидкостей и масел ухудшаются
- краска выгорает
- резинки уплотнителей, «дворников» и прочих элементов трескаются
- пластик плавится
- стёкла могут треснуть от перегрева на солнце.
Чтобы снизить риски для автомобиля в жару владелец должен:
- следить за чистотой радиатора
- контролировать уровень антифриза, моторного масла
- подумать о замене тормозной жидкости
- «лечить» сколы и микротрещины стекла своевременно
- правильно пользоваться кондиционером
Также будет полезно:
- сократить поездки в час пик, избегать пробок
- парковаться в тени или прикрывать кузов чехлом
- почаще заезжать на мойку, после — высушивать кузов и наносить защитные полироли
- пользоваться солнцезащитным экраном.
Ещё больше советов для комфортных и безопасных поездок в жару на автомобиле найдёте в этой статье.
Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка
Метки: диагностика неисправностей