Какие системы и узлы автомобиля страдают от морозов больше всего (и что делать)
Современные авто «нашпигованы» умной электроникой: датчики отслеживают температуру, готовят и подают топливную смесь, обещая запуск мотора хоть в -20 °C, хоть в -50 °C. Технические жидкости защищены от замерзания. Автопроизводители совершенствуют материалы, обещают стойкость и надежность компонентов в любых условиях, в том числе при низких температурах.
Но не стоит обольщаться. Технологии, которые призваны облегчить эксплуатацию машины в мороз, не защитят ее от внешних условий. И в холода многие системы и узлы переносят экстремальную нагрузку, и разрушаются вдвое быстрее.
Система охлаждения
До 80-х годов прошлого века моторы автомобилей охлаждались водой, которую сливали перед ночной стоянкой в морозы, чтобы она не замерзала в шлангах и радиаторе. С появлением антифризов, жидкостей на основе технических спиртов с комплектом присадок, эксплуатировать машины в холод стало проще.
Антифриз замерзает при -80 °C, но так как его разбавляют дистиллированной водой (1 к 1), эта температура замерзания уже -40 °C. А до полного замерзания ОЖ должна еще нормально циркулировать по системе, и вот этот показатель - на уровне -30 °C.
И это с условием того, что антифриз качественный, потому что сомнительная охлаждающая жидкость способна превратиться в желе уже при -15-20 градусах снаружи и просто плавать в бачке, с трудом проходя по трубкам и каналам.
В результате каждый запуск мотора в сильный мороз и с сомнительным антифризом оборачивается риском того, что система охлаждения выйдет из строя, ОЖ загустеет, перестанет нормально циркулировать и мотор перегреется.
Что делать:
- после покупки машины с пробегом проверять состояние системы охлаждения, полностью менять антифриз, в идеале - с промывкой системы;
- регулярно проверять состояние антифриза в расширительном бачке - жидкость должна плескаться. Если начинает густеть - сразу менять;
- для регионов с сильными морозами смесь ОЖ с водой готовить не в пропорции 1:1, а увеличивая дозу антифриза.
Смазочная система и двигатель
Каждый запуск двигателя на холодную существенно снижает его ресурс, и это не зависит от технического оснащения конкретного ДВС.
Масло вне зависимости от его свойств и степени вязкости, густеет, хуже прокачивается по смазочной системе: первые 30-40 секунд после запуска мотора отдельные элементы испытывают масляное голодание, трущиеся детали работают на сухую.
В мороз геометрия металлических элементов двигателя меняется, зазоры увеличиваются. Через эти зазоры часть несгоревшего топлива попадает в масло, вызывая эффект, схожий с масляным голоданием.
В результате после каждого холодного пуска нормальная работа смазочной системы двигателя нарушается, его компоненты быстро изнашиваются, в отдельных случаях могут даже образоваться задиры в цилиндрах.
Что делать:
- перед наступлением холодов менять масло на силиконовое с вязкостью 5W или 10W - такое не будет загустевать до -25 - 30 °C;
- для дизельных и старых моторов - подумать об утеплении моторного отсека, предпусковых подогревателях, системе автозапуска ДВС;
- перед запуском двигателя на машине с МКП выжать педаль сцепления, чтобы не вынуждать стартер прокручивать вместе с коленвалом еще и шестерни коробки в загустевшем масле;
- после запуска мотора греть двигатель 5-10 минут перед поездкой, чтобы масло снова стало текучим, и затем выводить ДВС на рабочую температуру уже в движении, в спокойном плавном режиме хода.
АКП, вариатор, «робот»
Трансмиссионное масло на морозе загустевает в любой коробке, даже в неубиваемой «механике», но для автоматических КП замерзание и масла хуже вдвойне.
Если холодный пуск мотора приравнивается к 100-150 км пробега по износу деталей, то в случае с АКП десяток километров дороги в мороз эквивалентны паре тысяч (!) пройденных километров.
Повышенная нагрузка и загустевшее масло - причины, по которым сальники, резиновые и пластиковые детали в коробке повреждаются и трескаются, а пакет фрикционов перегревается, что приближает смерть АКП. Добавим к этому езду по снегу, буксование и заносы - и вот ресурс коробки в условиях холодной зимы снижается уже в разы.
Что делать:
- в холодном климате и при экстремальных морозах выбирать МКП, залив в нее зимнее трансмиссионное масло;
- владельцу всех коробок, кроме МКП: не буксовать, начинать поездку максимально плавно, без резких ускорений и торможений, после предварительного прогрева коробки;
- прогревать АКП: дать мотору поработать пару минут, удерживая машину на тормозе и в режиме D, затем перевести селектор в режим R. Повторить смену режимов N-D-R-N несколько раз, ехать.
- прогревать «робот»: если сцепление сухое (DSG-7), по аналогии с МКП, отправляться в путь сразу после прогрева. Если сцепление масляное (DSG-6), греть по аналогии с АКП, под нагрузкой, немного постояв в режиме D, и плавно начиная поездку.
- прогревать вариатор: помнить о нежном устройстве вариатора и о том, что тот не прогревается без движения. После прогрева мотора ставить коробку в режим D и отправляться в путь, не разгоняясь выше 2,5 тыс. об/мин, чтобы вариатор выходил на рабочую температуру при медленном движении.
Аккумулятор
Современные аккумуляторы живут до 5 лет, и после первых 2-3 сезонов начинают выходить из строя, быстро разряжаясь на морозе и теряя в емкости.
Холодный пуск для «уставшей» батарее - то еще испытание. Потеряв после ночной стоянки в мороз 20-40% своего заряда (при -10 и -20 градусах снаружи соответственно), АКБ с трудом запускает стартер и делится током с топливоподкачивающим насосом. Даже если стартер прокрутит коленвал, мощности разряженной батареи может не хватить на воспламенение смеси от искры - и тогда мотор не заведется, потому что свечи зажигания зальет бензином. Попытки «реанимировать» батарею за счет прокрутки стартера только окончательно разрядят ее.
Что делать:
- чтобы снизить потери заряда в мороз старой АКБ, лучше снимать ее перед ночной стоянкой и относить в теплое место (домой) на хранение;
- регулярное отключение аккумулятора от сети может привести к отказу ЭБУ и некоторых систем (иммобилайзера, охранной сигнализации и др.) в современных автомобилях, поэтому при быстрой разрядке батареи ее лучше заменить на новую.
- о правильной эксплуатации АКБ зимой мы подробно рассказывали здесь.
Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка
Метки: Сезонное обслуживание, Обслуживание