Что такое ГРМ (газораспределительный механизм)? Функции, работа, обслуживание
Газораспределительный механизм (сокращенно ГРМ) синхронизирует работу элементов мотора, гарантируя своевременное срабатывание клапанов в соответствии с движением поршней. Он влияет на мощность, динамику, экологичность двигателя, а также на расход топлива.
Основными элементами ГРМ являются:
- один или два кулачковых распределительных вала;
- клапанный механизм для впуска топливной смеси и выпуска отработанных газов;
- ременный или цепной привод, соединяющий коленчатый и распределительный валы, а также водяной насос (не во всех авто).
Важно! Неисправности ГРМ в лучшем случае приводят к снижению эксплуатационных характеристик мотора, в худшем — к его масштабным повреждениям, для устранения которых может потребоваться замена клапанов, поршней и других деталей.
Как работают фазы газораспределения?
Эксплуатационные показатели мотора зависят от быстроты наполнения цилиндров и полноты удаления их них отработанных газов. Интервал времени между открытием и закрытием клапанов называется фазой газораспределения, причем данная величина выражается не в секундах или других единицах времени, а в градусах поворота коленвала.
Есть двигатели с нерегулируемыми и регулируемыми фазами газораспределения. В первом случае их длительность подбирается экспериментальным путем при проектировании и производстве силового агрегата. Фазы газораспределения неизменны независимо от интенсивности работы мотора, и это является недостатком.
На холостых оборотах их целесообразно сделать узкими, сократив время между открытием и закрытием клапанов и не позволяя им открываться одновременно. Это не допустит попадания отработанных газов во впускной коллектор и выпуска части рабочей смеси в выхлопную систему. По мере набора мощности картина меняется: при увеличении оборотов естественным образом уменьшается длительность открытия клапанов, но достижение высокого крутящего момента возможно только при увеличении количества газов, проходящих через цилиндры. Соответственно, для улучшения эксплуатационных характеристик мотора клапаны должны открываться раньше, и оставаться в таком положении дольше, то есть фазу газораспределения следует расширить.
Проблема решена в двигателях с регулируемыми фазами распределении. Используются специальные системы — например, VEL, i-VTEC, VVTL-i, Valvetronic и др., применяемые в зависимости от автопроизводителя. Они автоматически выставляют оптимальные фазы газораспределения в соответствии с режимом работы силового агрегата, значительно улучшая его эксплуатационные характеристики.
Какой привод ГРМ лучше — цепь или ремень?
Ременной привод бесшумен и конструктивно защищен от резонансных колебаний благодаря нечетному числу зубьев, которое является некратным количеству зубьев у шестерен. Ремень нечувствителен к количеству и качеству моторного масла, а также давлению в системе смазки. Его легко осмотреть на предмет повреждений, а процесс замены проще по сравнению с цепным приводом. За счет эластичности ремень эффективно справляется с крутильными колебаниями. Он легче цепи, что снижает массу двигателя.
Недостатками ременных приводов являются:
- уязвимость к низким температурам и нефтепродуктам (даже небольшое масляное пятно — повод для замены);
- ограничение эксплуатационного ресурса не только по пробегу, но и по времени (резина с годами стареет, теряя эластичность и прочность);
- зависимость от состояния обводящих и натяжных роликов, а также помпы;
- при сильном износе или повреждении — быстрый разрыв без предварительных симптомов.
Цепь надежнее, ее ресурс превышает 200-300 тыс. км пробега, многие производители не предусматривают ее замену в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Она неуязвима к низким температурам, нефтепродуктам, не теряет своих качеств с течением времени. О чрезмерном износе или повреждении свидетельствует характерный шум, предупреждающий о необходимости замены.
Что касается недостатков, то к ним относятся сравнительно большой вес (это утяжеляет двигатель), вероятность «перескакивания» при высокой степени износа, а также зависимость от давления масла.
Как определить необходимость замены ремня либо цепи?
Разрыв ремня или цепи грозит катастрофическими последствиями для двигателя: поршни ударяются о клапана, что приводит к масштабным разрушениям агрегата. Некоторые моторы конструктивно защищены от подобных неприятностей, но их меньшинство.
Периодичность замены ремня ГРМ регламентирована производителем автомобиля и указана в сервисных документах. Обычно она варьируется от 60 до 120 тыс. км пробега.
Преждевременная замена необходима:
- при чрезмерном износе (расслаивание, появление «бахромы», сточенные зубья и т. п.);
- при надрывах, трещинах, прочих механических повреждениях;
- при наличии пятен нефтепродуктов;
- после покупки подержанного автомобиля.
А за чем еще необходимо следить, чтобы избежать крупных поломок, читайте здесь.
Обратите внимание! Отремонтировать ремень или продлить его эксплуатационный ресурс невозможно, изношенный или поврежденный экземпляр требует экстренной замены.
Цепь меняют при чрезмерном растяжении (может определяться по чрезмерному выходу натяжителя), других признаках износа, при наличии механических повреждений. Необходимость замены определяется визуально, а также по характерному металлическому шуму, который особенно слышен при пуске двигателя. Об износе цепи может свидетельствовать индикатор на приборной панели или результаты обследования с помощью диагностического сканера (тестера).
Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка
Метки: Обслуживание, устройство автомобиля, Двигатель