5 шагов, чтобы выбрать идеальный б/у автомобиль (и не нарваться на перекупа)
Если вы следовали всем рекомендациям из этой статьи, и продали свою «ласточку» выгодно, самое время заняться поисками новой машины. Предлагаем 5 простых шагов, чтобы выбрать и купить свой идеальный б/у автомобиль.
Шаг 1. Определитесь с моделью
Чтобы выбрать автомобиль, который действительно вам нужен (а не потому что «хорошее предложение», «надо брать», «друзья умрут от зависти» и прочее), необходимо определиться что вы хотите от машины.
Определиться с классом и моделью помогут такие вопросы:
- по каким дорогам вы чаще ездите: город, трасса, бездорожье?
- сколько пассажиров в основном перевозите? Есть ли среди них дети?
- планируете ли водить машину зимой?
- нужен ли вам полный привод?
- что насчет габаритов - вам важно купить кроссовер или важнее компактность и маневренность?
- какой тип топлива вас устроит? какого объема мотор?
- с какими коробками готовы иметь дело: «механика», АКПП, вариатор, робот?
После ответов вам станет понятнее, в каком сегменте (класс, тип кузова, технические характеристики) стоит вести поиски. Вы выберите несколько моделей, предложения по которым будете отслеживать.
Ошибка: искать с бухты-барахты «Рено за 10 тысяч», «Ауди за 20» - без понимания, что и зачем нужно от машины.
Лайфхак: после того, как определились с классом и моделями, поищите информацию о конкурентах авто в том же классе. Проанализируйте обзоры, отзывы владельцев. Это даст возможность расширить варианты выбора. Кроме того, не исключено, что вы откроете для себя новые варианты. Больше вариантов - больше шансов на удачную покупку.
Шаг 2. Установите лимит
Самое время определить бюджет.
Конечно, лучше обойтись собственными средствами или занять у знакомых. Но если без кредита не обойтись, рассчитайте, какую сумму вы готовы тратить в месяц без ущерба на ежемесячные платежи. Ведь подержанный автомобиль потребует вложений с момента покупки. Как минимум, понадобится заменить расходники и ремень ГРМ. Плюс дорожный сбор, ТО, страховка…
Все эти траты надо учитывать, когда вы устанавливаете лимит покупки.
Ошибка: Загореться идеей, вложить все без остатка и влезть в долги. Купить машину, понять, что нет денег даже на топливо, несколько месяцев разбираться с долгами. Продать, потому что слишком дорого и не по Сеньке шапка.
Лайфхак: всегда проверяйте стоимость запчастей и ремонта на интересующий автомобиль - так называемую стоимость владения машиной. Особенно это касается подержанного «премиума». Ведь с течением времени (а если не повезет, то и сразу) автомобиль придется ремонтировать и обслуживать. Возможно, предыдущий хозяин продает машину как раз потому, что на покупку денег хватило, а на содержание «ласточки» нет? Это важно.
Шаг 3. Проведите тест-драйв
Тест-драйв новых автомобилей никого не удивляет. А как насчет такой же процедуры для подержанного авто?
Ведь вам предстоит провести в машине много времени. Удобно ли вам будет за рулем, утроят ли вас технические параметры? Посадка в автомобиле, высота крыши, расположение руля и книпок на приборной панели, настройки шасси - все это имеет важное значение.
Поэтому не ленитесь, а отправляйтесь тестировать интересующие вас модели.
Договоритесь с владельцем и после осмотра машины совершите короткую поездку. Посидите за рулем, послушайте двигатель и коробку. Протестируйте подвеску на неровных участках дороги. Она не должна укачивать или доставлять сильный дискомфорт.
И проделайте то же самое с несколькими другими моделями авто, чтобы у вас был выбор. Когда вы таким образом проверите несколько марок или моделей автомобилей, вам станет понятнее, к чему лежит душа. Не торопитесь хватать первый попавшийся автомобиль, дайте себе время на принятие решения.
Ошибка: стесняться, покупать автомобиль только после визуального осмотра, если владелец не позволяет проехаться.
Лайфхак: если у вас есть знакомые с автомобилями в том же классе, что вас интересует, попросите их помочь в оценке - проедьтесь немного, оцените все параметры. Сэкономите время и поймете, что вам подходит больше.
Шаг 4. Поговорите и оцените состояние
Допустим, вы нашли интересное предложение. Автомобиль и цена вас устраивают. Дальше все берут «знающего знакомого» и отправляются на поиск потенциальных (или реальных) проблем. Но шансы купить нормальный вариант удвоются, если вы и сами будете не промах.
Первое, с чего стоит начать - не кидаться смотреть и щупать машину, а обстоятельно поговорить с продавцом.
Есть ряд вопросов, которые помогут отличить реального владельца от перекупа.
Спросите продавца:
- сколько км в год проезжал автомобиль
Не спешите бросать трубку при цифре 20-30 тысяч, важны условия - трасса или город. И обратно, если машина 5-8 тыс. км проезжала в год, это совсем не значит, что за ней нормально ухаживали и вовремя обслуживали.
- какое оборудование есть, что с комплектацией
Конлиционер, количество аирбеков, электропакет и регулировки - все это, конечно, влияет на цену автомобиля. Но вас должно интересовать другое - насколько владелец владеет этой информацией. И насколько его слова соответствуют действительности.
- попадала ли машина в ДТП
Честный ответ вы вряд ли получите, но в данном случае это и не важно. Важно, насколько состояние автомобиля соответствует этому пункту. Конечно, не бывает «не битых» б/у автомобилей. Ваша задача - не попасть на машину после серьезной аварии или плохо восстановленную. Хорошо, когда продавец честно говорит о попадании в ДТП и о том, какие работы проводитились.
- как и где обслуживался автомобиль
Конечно, идеальный вариант - когда владелец предоставляет вам квитанции, заказ-наряды и сервисную книжку официального дилера. Но и просто подтверждающие документы тоже сгодятся. А еще владелец наверняка знает, когда и что заменялось по части тормозной системы, подвески, системы выхлопа и т.п. Перекуп такой информацией не владеет и на прямой вопрос о замене, скажем, ремня ГРМ наверняка не ответит.
- сколько владельцев было у машины, какая причина продажи
Истории из разряда «английская бабушка ездила в церковь по выходным» - должны вас насторожить.
Только после такой предварительной «разведки» стоит приступать к осмотру автомобиля. Все же понимают, что сегодня за минимум средств можно скрыть серьезные дефекты. Ваша задача - их найти.
Что искать будем
- Начните осмотр кузова с зазоров между его даталями. Они должны быть полностью симметричны. Неодинаковые зазоры могут быть признаком плохого восстановления после серьезного ДТП.
- Чтобы определить, перекрашивался ли автомобиль, используйте толщинометр краски. Если его нет, сгодится магнит - если вмятину на кузове устроняли шпатлевкой и грунтовкой, он не прилипнет так сильно, как к остальным деталям кузова.
- Особое внимание уделите резиновым уплотнителям вокруг капота и крышки багажника - часто под ними остаются следы старой краски.
- Косметические дефекты и царапины - не страшно. А вот ржавчину стоит поискать. Мелкие пузырьки на поверхности кузова под краской могут говорить о коррозии. Осмотрите внимательно двери в их нижней части, арки колес, багажник.
- Сколы на лобовом стекле говорят о значительном пробеге. Новое не оригинальное - признак восстановления после серьезного ДТП. То же самое касается оптики.
- Если одна фара мутная, а другая сияет - ищите следы поставарийного восстановления со стороны недавно замененной детали.
- В салоне не должно быть плесневелого или табачного запаха. Первый говорит о высокой влажности, что чревато проблемой с электроникой. От второго вам будет очень сложно избавиться.
- Насторожить должно также обилие химических ароматов.
- Изношенная обивка (часто - под новыми чехлами), стертый руль и обивка рычага КПП, продавленные сиденья, накладки на педали, царапины на приборной панели и слишком легко распахивающиеся двери - признаки очень серьезного пробега.
- Запустите двигатель и послушайте, равномерно ли он работает.
- Значки на приборной панели, включая «чек двигателя», должны загораться, и гаснуть спустя пару секунд после запуска двигателя.
- Переключатели, кнопки и рычаги должны работать.
- Включите салонную печку на полную мощность, чтобы проверить ее работу. Затем - кондиционер.
- Не забудьте проверить работу радио.
- Откройте капот и оцените состояние моторного отсека. Масляных подтеков, равно как и сверкающего чистотой вымытого двигателя, быть не должно - это может быть признаком скрытия дефектов.
- Чуть сожмите шланги и провода, чтобы проверить степень их сзношенности. Трещины, мягкость вместо упругости - плохой знак. Посмотрите на клеммы аккумулятора: на них не должно быть коррозии.
- Опустите масляной щуп, чтобы проверить цвет масла. Серое, черное или пенистое масло - плохие признаки. Это несоблюдение регламента замены или проблема с блоком цилиндров: до прогара прокладки ГБЦ.
- Уровень тормозной жидкости и масла в гидроусилителе должен быть не ниже минимума.
- Подтеки на радиаторе или патрубках говорят об утечке антифриза.
- Под днищем автомобиля не должно быть никаких подтеков жидкостей. Подробнее об этой ситуации мы рассказывали здесь.
- Осмотрите выхлопную трубу. В норме она сухая, с темно-серым налетом. Черная жирная труба говорит о сгоревшем масле, насквозь ржавая приговорит вас к серьезному ремонту.
- Подвеску лучше осмотреть на СТО.
- Швы на днище говорят о сварочных работах.
Шаг 5. Отправьте на диагностику
После самостоятельного осмотра, доверьте диагностику автомобиля профессионалам. Соглашаясь ехать на СТО, которую предлагает продавец, вы рискуете. И не жалейте денег на диагностику.
Во-первых, с учетом выявленных проблем вы сможете обоснованно поторговаться о финальной сумме с продавцом. Во вторых, спешка и необдуманные решения при покупке автомобиля могут дорого обойтись вам впоследствии.
Трезвый рассчет, хладнокровие и время - то, что нужно, чтобы выбрать идеальный б/у автомобиль.
- Удобный чек-лист по замене расходников и обслуживанию автомобиля вы найдете здесь.
Качественные запчасти для исправной работы вашего автомобиля вы найдете в нашем каталоге
Метки: Покупка/продажа авто